Сайт Лидии Пестрых - воспитатель Дошкольного образования Новостроевской средней школы.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в режимных моментах.

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в режимных моментах»

Консультация для воспитателей.

 

Известный итальянский педагог Мария Монтессори в свое время сделала очень оптимистичное утверждение. По ее словам, так называемый «математический дух» присущ каждому человеку просто потому, что он человек. Важно лишь вовремя этот дух «разбудить». 

Все люди мыслят математически, математически воспринимают происходящие в природе процессы. Одним неоспоримым доказательством заложенного в самой природе человека «математического духа» является то, что еще в древнем мире человек создавал различные сложные вещи: орудия труда, оружие, музыкальные инструменты, архитектурные сооружения, и все это – с соблюдением пропорций. Удивительно, ведь в то время еще не было науки. Науки не было, но был «математический дух»...

Особенностью работы по математике с детьми дошкольного возраста является интеграция области познавательное развитие с другими образовательными областями: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». В соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра. Поэтому математическое содержание может реализовываться в ходе игр с правилами, сюжетно-ролевых, режиссерских, игр- драматизаций и д.р. Кроме того обучение математике может осуществляться в разных видах деятельности: чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская, труд, досуги и многое другое.

Каждая игра должна достичь цели, но как видим на экране их объединяет математические цели во всех типах игр. Обучение математике должно осуществляться не только в совместной деятельности педагогов и детей предполагающего взаимодействие в процессе освоения образовательной области «познавательное развитие» но и режимных моментов, учитывающих мотивацию ребенка, при чем взаимодействие детей и педагога должно характеризоваться наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой общения (возможность свободного размещения, перемещение и общений детей в процессе образовательной деятельности).

Закрепление, расширение математических представлений предполагается в деятельности детей в условиях, созданных педагогами мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающий выбор ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками и действовать индивидуально. Уже с порога ребенок ищет пару: рисунок на шкафчике и полотенце, либо по цвету.

Количественный счет: количество предметов не зависит от того, где они находятся и как их считать: дети, находясь на утренние гимнастики считаю по порядку. Если в свободной деятельности он запускает ракету, то считаем в обратном порядке. Форма у них в виду на прогулке, где дети играют в спортивные игры, эстафеты.

Закреплять умение устанавливать столовые приборы, канцелярские принадлежности. Ведь при дежурстве ребенку необходимо месторасположение определенных предметов на определенных местах. Лепка овощей и фруктов разной величины и формы. Аппликация разноцветных ковров. Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов - прямоугольные, треугольные, поднос и блюдо - овальные, тарелки - круглые и т. д. Ручной труд (дом, корзина с грибами, поднос с овощами) 

В сюжетно-ролевой игре отражаются впечатления детей о непосредственно воспринимаемой окружающей действительности, осуществляется актуализация происходящих явлений и событий. Содержание творческих игр отражает направленность детского познания. Логического мышлении с решением изобретательных задач – ТРИЗ, помогут изобрести компьютер и поиграть в гонки на машинках. Получить игрушку заменитель. Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие степень самостоятельности детей и меру помощи взрослого. Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие. 

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, в результате которой ребёнок получает определённый продукт (результат). При этом в конструирование заложено и познавательное начало. Ребёнок познаёт форму, величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных строительных и природных материалов, отражает свои впечатления об окружающем предметном мире, в обобщённом виде создаёт новые сооружения. Конструктивная деятельность способствует развитию мышления, пространственного воображения, обладает специфическими возможностями для развития планирующей функции. Ребёнок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы её организации. Возможно конструирование с элементами речевого развития. 

Экскурсии, развлечения, викторины, конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности. Радостные переживания поднимают жизненный тонус ребёнка, создают бодрое настроение. Главным становится совместная неформальная деятельность детей и взрослых, проявление детской самостоятельности. Дошкольники накапливают опыт познавательно-игрового общения, взаимодействия с партнёрами, приобретают навык руководства и подчинения правилам игры и требованиям участников. Большое количество занимательного математического материала используется в развлечениях и викторинах (ребусы, кроссворды, логические упражнения, задачи – шутки, лабиринты). 

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу музыки, определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов.

Исследовательская деятельность как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребёнком способов реализации познавательных инициатив. Экспериментирование - форма поисковой познавательно- исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. Целенаправленное рассматривание позволяет активизировать мыслительные процессы (анализ, сравнение, обобщение), обогащает речь и воображение, расширяет кругозор, позитивно влияет на развитие наблюдательности ребёнка.

Перед сном можно почитать математическую сказку. Развивая воображение- ребенок, закрыв глаза представляет сюжет сказки, сопоставляет, анализирует его.  Подведем итоги и согласимся с Михаилом Ломоносовым «А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». А когда ее познаешь играя – огромное удовольствие.

7 ноября 2017 в 16:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.